5 причин, почему вы будете анкетировать своих клиентов.
Анкетирование или опрос Клиентов.
Наверное,
лет 8-10 назад идею о том, что нужно регулярно опрашиваться и анкетировать
своих Клиентов немногочисленные маркетинговые агенства пытались продавать
сплошь и рядом.
Ну и правда, на этом агенства могли неплохо заработать:
правильно подобрать вопросы анкетирования, составить текущий список Клиентов
(о, Боже, когда-то это было проблемой структурировать записные книжки, записи с
клочков офисной бумаги, салфеток и блокнотов в правильный и полный список
Клиентов), организовать прозвон Клиентов и сбор данных: когда-то это стоило
больших денег и когда-то компании этого не могли сделать сами.
Сегодня
я хотел бы озвучить вам 5 основных причин, почему и сейчас многие логистические
компании не смогут правильно проанкетировать своих клиентов. Почему я так
уверен, что не смогут? Богатый собственный опыт.
Причина 1. Саботаж сотрудников.
Вот Вам
пример:
Мы
говорили, во время средневековой стадии продаж, когда закончилась халява и уже
нет непонятно откуда падающей с небес манны Клиентов и профитов, руководитель
компании вспоминая главу из единственной книги по маркетингу, которую он
наискосок и кое-как прочитал 15 лет назад, спрашивает своих бойцов:
– А как
на самом деле думают о нашем сервисе и нашей компании наши Клиенты? А давайте
затеим опрос, я где-то читал, что это помогает. Ну ка, Даша, давай тебя
назначим главной, Света соберёт базу Клиентов из записей менеджеров и пусть
кто-то попробует зажать информацию, скажите, что сам Петр Валентинович
распорядился, а наш молодой студент Егор пусть прозванивает. Ну и результаты
немедленно мне доложите, я буду решать, что с вами делать, негодниками!
Анкетирование и опрос проходят прекрасно. Менеджеры,
почуяв шухер и надвигающийся глобальный пипец, лишение годового бонуса в
частности и благополучного расположения босса в общем начинают выдумать как
реализовать прекрасное задание Пётра Валентиновича, не подпортив себе репутацию
и не испортив себе жизнь.
Ну или просто забивают. Очень жаль руководителя,
который предполагает, что его сотрудники ринутся изучать истинное мнение
Клиентов, вскрывать формировавшиеся годами тромбы проблем и нерешенных внутрикорпоративных
конфликтов, раскапывать в очередной раз непонимание между бухгалтерией и офис
менеджером или оперативным отделом.
Если у вас небольшая (5-9 человек) и относительно молодой
коллектив - у затеи провести анкетирование чуть больше шансов, а если компания
большая, бюрократичная, старая и у ваших топ менеджеров отличные бонусы - идея
почти бесполезная, даже для внешнего организатора, не говоря уже про внутренний
ресурс.
Ну может я и зря наговариваю, и динозавров среди моих
зрителей/читателей практически не осталось: так я в этой и поверил. Но надежда
имеется, хоть и небольшая.
Таким образом, первая причина -
отстутствие мотивации у сотрудников делать опрос Клиентов. Вы вряд ли будете
выделять дополнительные деньги на премирование сотрудников за проведение
анкетирование, и упаси бог премировать за хорошие результаты оценок. А
бесплатно это делать – это смерти подобно.
Причина 2. Отсутствие опыта в компании, кто бы мог это сделать правильно.
У Вас
наверняка нет ни одного сотрудника, кто бы это правильно делал в прошлом.
Что
значит правильно? Чтобы те результаты, которые получились:
а) они были
корректными
б) с ними что-то можно было сделать – например, на их основании
производить изменения.
Я
встречал несколько примеров того, как анкетирование проводилось, и проект в
целом признавался успешным не потому, что корректные результаты, а только
потому, что он был закончен (закончились деньги, закончилось время или вообще
просто это надоело и руководитель переключался на другую задачу).
Как
получить такие корректные результаты: книг по этому поводу, насколько я знаю -
нет, особенно, именно в Вашей сфере и специфике бизнеса. Есть общие бла-бла
статьи копирайтеров и маркетологов, а практики, которые не раз проводили эти
анкетирования и знают все особенности и глубинные проблемы – нет таких.
Поэтому, даже если Вы что-то и будете делать – будете это делать скорее всего
не правильно. А значит и результат можно выкинуть в мусорку.
Как
делать правильно – я буду подробно рассказывать в следующих выпусках.
и поэтому
данный мануал вам в помощь
Причина 3. Отсутствие ресурсов у Вашей компании.
"Каких ресурсов и на что?", спросите Вы?
Рабочих (человеческих) и денежных.
Ресурсов правильно проводить исследование и анализ Клиентов, оплачивать затраты
по корректному проведению этого маркетингов мероприятия, отсутствие ресурсов
анализировать полученные данные, и потом внедрять дорогие изменения в бизнес
процессы вашей компании.
Предположим,
Вы выяснили, что Ваша бухгалтерия не корректно выставляет счета, что вы теперь
будете делать? Вы готовы менять бухгалтера, брать нового бухгалтера,
перераспределять работу в бухгалтерии? Вы будете готовы преодолевать
сопротивления Главного бухгалтера, если оно будет? Вы готовы покупать новые
программные продукты, технику, изменять алгоритмы обработки данных? До тех пор,
пока не припрет – наверное нет.
И это касается не только бухгалтерии, Вы все
прекрасно знаете, что для того, чтобы изменить что-то простое одно, нужно
изменить что-то более сложное в множественном числе.
Как
говорит Александр Фридман, перед тем, как дернуть за что-то, посмотрите, к чему
оно привязано и вы можете удивится, как все в очередной раз сложно и дорого
менять.
Еще
может быть дорого потому, что само проведение анкетирование нужно поручить
незаинтересованному не ангажированному лицу в вашей компании. Есть у Вас такой
человек и насколько он свободен по времени? А если нет – готовы ли нанять
такого человека и заплатить за это? Чаще всего нет, поэтому анкетирование
поручают секретарю Свете или руководителю отдела продаж Пете, который с вашими
всеми сотрудниками вась-вась, дружат и пьют, и конечно же, он сможет быть таким
не заангажированным, нейтральным человеком для анкетирования.
А самое
главное, готов ли руководитель выделить свой ресурс времени на подробную
разработку-коррекцию плана проекта по анкетированию? Да, это проект, и не на
один десяток человека часов рабочего времени.
Причина 4. Ваша компания вряд ли готова меняться внутри.
Если Вы
не проводили анкетирование в прошлом или проводили его неправильно, Вы вряд ли
отводили этому инструменту какое-то важное значение. Если Вы решили его
провести в первый раз – скорее всего, это эмоциональное решение, без четкого
понимания нафига козе баян и вы вряд ли представляете себе, что с результатом
анкетирования потом делать. Ну сто пудов, это не потому, что раненый петух
клюнул и все клиенты моментально убежали от вас, скорее всего, вы могли
заметить небольшие сложности с клиентами, снизились продажи, меньший приток
новых клиентов.
Вы скорее всего сомневаетесь, с чем это связано? Может у нас
цены плохие? Так тогда анкетирование не поможет. Может у вас сайт плохой? Тогда
тоже не анкетирование вам в помощь. А может у вас просто продажники дебилы и
продавать не умеют. Вот такое обилие «может» и похоронит ваше эмоциональное
решение попробовать анкетирование.
Слишком все сложно, слишком напряжно, да и
есть гораздо легче методы, чем анализировать свои бизнес процесс – можно просто
попытаться нанять правильных людей. И самому не лезть, и самому не меняться.
А
значит Вы не готовы менять процессы в компании и не готовы меняться сами, т.к.
чаще всего, это связанные вещи.
Причина 5. Отсутствие у руководителя возможности, привычки и желания говорить себе правду.
Человек, который достиг карьерных и материальных высот и
ставший руководителем более-менее успешной компании редко имеет привычку
признавать, что лично его работа или попустительство приводили к той ситуации с
клиентами, которая сложилась за годы работы.
Это сродни возврату в школу и
институт, когда вы ищете ответы на основные жизненные вопросы: как устроен мир,
почему происходит именно так, а не иначе, как поступать правильно и достигать
результатов. Мы говорим про очень простой маркетинговый инструмент
анкетирование, а выходим на глобальные вопросы самооценки, я-концепции,
жизненной стратегии.
Не будем углубляться в психоанализ.
Анкетирование клиентов сродни поднятию всех камней на огромном пляже, под
каждым могут оказаться метры внутренний операционных проблем компании, которые
вы вряд ли будете готовы решать, ну если раньше не решали, и они скопились. Вам
придется говорить себе правду о том, что Вы и ваше руководство было не
эффективным: вы чего-то не замечали, что-то не делали, к чему-то относились
неправильно и на растущем рынке – вы были королем, а когда рынок упал, как
говорил Уоррен Баффет: "Ведь
лишь с началом отлива вы можете выяснить, кто купается голышом".
Да и
сказать себе, что Вы уже не такой уж и крутой, и что все, что Вы раньше делали
– требует переоценки – это то, что вы вряд ли будете делать.
Кто-то может сказать, ну что за хрень и что за негатив. С
нами работают такие то компании, такие то люди годами, все они нас любят и
говорят про нас хорошо, и вот мы 5 лет назад руби такое бабло.
Да, Вы правы,
некоторые ваши Клиенты вас ещё терпят, вы может быть даже получаете новые
бизнесы. Но есть предложение хотя бы сегодня быть честным собой и ответить себе
на два главных вопроса:
- Насколько Вы уверены в том, что ваша компания предоставляет исключительный сервис. Говорить себе правду очень тяжело, но попробуйте хотя бы сегодня. Можете языком факта доказать себе, что вы круто работаете.
- Насколько Вас устраивает динамика продаж новым
клиентам. Старые клиенты - это гуд, но их меньше, объемы и профиты падают
и вы сколько угодно можете оправдывать свои низкие продажи новым клиентам
и менять продажников, хотя скорее всего основная рисинка в том, что ваш
сервис дерьмо или вы не умеете продавать свой хороший сервис.
Я очень надеюсь, что это не ваши
пять причин, почему не проводить анкетирование, и Вы исключение из очень-очень
большого правила.
Если так – то подписывайтесь на мой блог и следите за моими
следующими статьями и видео по теме анкетирования.
Удачи Вам!
Комментарии
Отправить комментарий